Пояснительная записка скачать

 

Тематическое планирование по дисциплине  «   Русская литература   »,   11   класс

 

п/п

Наименование разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи, ч.

1

Русская литература начала века

7

7

-

2

Литература первых послереволюционных лет

35

30

5

3

Литература 30-х годов

23

20

3

4

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (1941-1945 гг.)

4

3

1

5

Литература 60-х годов

3

3

-

6

Литература 70 — 90-х годов

3

3

-

7

Лирика и современность

3

3

-

8

Поэзия 70 — 90-х годов

2

2

-

9

Возвращённые имена

4

3

1

10

Зарубежная литература

10

10

-

11

Резерв

3

3

-

12

Повторение

4

4

-

 

Итого

102

92

10

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

п/п

 

Наименование разделов, содержание урока

Вид занятия

Количество часов

Развитие речи

Дата

Примечания

Планируемая

Фактически

 

1

Русская литература начала века

 

7 ч.

 

 

 

 

1

1.1

Русская литература начала века (обзорная лекция). (Эпоха войн и революций. Новые тенденции развития критического реализма. Эстетические поиски в литературе разных направлений, дальнейшее развитие гуманистических традиций)

л

1 ч.

 

 

 

 

2

1.2

Л.Н. Андреев «Предстояла кража» — человеческое побеждает в человеке, отрицание абсолютной способности человека к злодейству.

 

1 ч.

 

 

 

 

3

1.3

И.А. Бунин «Тёмные аллеи», «Господин из Сан-Франциско» — превосходство естественности бытия над его расчётливым устройством.

 

1 ч.

 

 

 

 

4

1.4

«Антоновские яблоки», лирика Бунина — пейзажные зарисовки, исполненные любви к человеку и родной природе.

 

1 ч.

 

 

 

 

5, 6

1.5-1.6

Тема любви в творчестве Куприна (по «Гранатовому браслету», «Олеси»).

с

2 ч.

 

 

 

 

7

1.7

«Серебряный век» русской поэзии (избранные страницы)

с

1 ч.

 

 

 

 

 

2

Литература первых послереволюционных лет

 

35 ч.

5 ч.

 

 

 

 

 

А.М. Горький

 

19 ч.

2 ч.

 

 

 

8, 9

2.1-2.2

Жизненный и творческий путь писателя. Роль писателя в развитии литературы.

 

2 ч.

 

 

 

 

10, 11

2.3-2.4

Раннее творчество Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» —  новизна тематики и героев; мораль и поведение героев.

 

2 ч.

 

 

 

 

12

2.5

«Фома Гордеев» — общечеловеческие ценности и мораль буржуазного общества; мучительный поиск смысла жизни (обзор).

л

1 ч.

 

 

 

 

13

2.6

Автобиографическая трилогия («Детство», «Мои университеты», «В людях») — широкая галерея народных характеров; отражение «свинцовых мерзостей» русской жизни, светлые стороны российской действительности; становление Алексея Пешкова (обзор).

 

1 ч.

 

 

 

 

14

2.7

«Дело Артамоновых» — три поколения русской семьи, мнимые и подлинные хозяева жизни (обзор)

л

1 ч.

 

 

 

 

15

2.8

«На дне» — отражение действительности, острота проблем

 

1 ч.

 

 

 

 

16,17

2.9-2.10

Трагические судьбы людей «дна».

 

2 ч.

 

 

 

 

18,19

2.11-2.12

Спор о правде и назначении человека.

 

2 ч.

 

 

 

 

20,21

2.13-2.14

Развитие речи. Классное сочинение.

р/р

2 ч.

2 ч.

 

 

 

22

2.15

Роман Горького «Мать». Замысел романа, своеобразие сюжета и композиции романа «Мать».

 

1 ч.

 

 

 

 

23,24

2.16-2.17

Новизна изображения жизни и борьбы рабочих за свои права (образы рабочих-революционеров).

с

2 ч.

 

 

 

 

25

2.18

Проблема духовного обновления человека (Ниловна)

с

1 ч.

 

 

 

 

26

2.19

Споры героев о гуманизме, о будущем. Христианские идеи в романе.

 

1 ч.

 

 

 

 

27

2.20

Особенности драматургии пьесы: бытовой и философский план, конфликты, афористичность языка. Пьеса «Мещане».

 

1 ч.

 

 

 

 

28

2.21

Публицистика. «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности», «Несвоевременные мысли», «О том, как я учился писать».

Отношение к революции. Воспоминания современников о М. Горьком.

л

1 ч.

 

 

 

 

 

 

А.А. Блок (4 ч. + 1 ч.)

 

4 ч.

1 ч.

 

 

 

29

2.22

Краткий очерк жизни и творчества. Блок и литературно-художественные течения начала века (символизм, акмеизм).

 

1 ч.

 

 

 

 

30

2.23

Особенности лирики поэта. Глубокое, проникновенное чувство родины. Стихи о любви. Философская символика, музыкальность.

 

1 ч.

 

 

 

 

31

2.24

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению.

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

32

2.25

Поэма «Двенадцать» — изображение «мирового пожара» — стихии революционного переустройства жизни. Герои поэмы.

 

1 ч.

 

 

 

 

33

2.26

Поэтическое новаторство. Публицистика Блока; статья «интеллигенция и революция».

Теория литературы. Обогащение знаний о художественной образности (образ-символ).

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

С.А. Есенин

 

3 ч.

2 ч.

 

 

 

34

2.27

Жизненный и творческий путь поэта (с обобщением изученного).

 

1 ч.

 

 

 

 

35

2.28

Особенности лирики поэта. Чувство любви к родине, к природе родного края. Сострадание ко всему живому. Трагическое восприятие ломки в жизни деревни. Мотивы быстротечности человеческой жизни, вера в бесконечность жизни. Народно-песенная основа лирики.

 

1 ч.

 

 

 

 

36

2.29

Поэма «Анна Снегина» — лирическое и эпическое в поэме; тема личности, тема судьбы в истории. Влияние поэзии Есенина на поэзию национальных литератур. Переводы стихотворений Есенина.

 

1 ч.

 

 

 

 

37, 38

2.30-2.31

Развитие речи. Классное сочинение.

р/р

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

 

В.В. Маяковский

 

3 ч.

 

 

 

 

39

2.32

Жизненный и творческий путь поэта. «Нате», «Послушайте!», «Облако в штанах» — мотивы трагического одиночества, отчуждения человека; романтическая мечта поэта о возрождении человека, о «вселенной любви»; предчувствие надвигающейся революции в раннем творчестве.

 

1 ч.

 

 

 

 

40

2.33

Стихи о назначении поэта и поэзии, стихи о любви. Сатирические стихи.

 

1 ч.

 

 

 

 

41

2.34

Вступление к поэме «Во весь голос» — своеобразное решение темы поэта и поэзии.

Своеобразие лирического героя в поэзии Маяковского. Особенности поэтического языка Маяковского. Современные споры о творчестве Маяковского и его подлинной значимости для русской поэзии.

 

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

К. Герд

 

1 ч.

 

 

 

 

42

2.35

Обращение к национальной культуре и традициям как основа творчества удмуртского поэта. Фольклорные мотивы в творчестве. Изображение в стихотворении «Буран в деревне» революции как стихии. Перекличка стихотворения с поэмой Блока «Двенадцать». Трагизм судьбы К. Герда.

л

1 ч.

 

 

 

 

 

3

Литература 20–х годов (обзор)

 

1 ч.

 

 

 

 

43

3.1

Сложность творческих поисков и писательских судеб. Идейно-художественные позиции писателей в отражении революции и гражданской войны. Стилевое разнообразие художественного изображения исторических катаклизмов.

Время гимнов и скрытых тревог. Первый съезд советских писателей и его значение. Спор о методах в советской литературе.

л

1 ч.

 

 

 

 

 

4

Литература 30-х годов

 

23 ч.

3 ч.

 

 

 

 

 

А.П. Платонов

 

2 ч.

 

 

 

 

44

4.1

Жизненный и творческий путь писателя. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире», «Родина электричества»

 

1 ч.

 

 

 

 

45

4.2

Роман «Чевенгур» — проблема поиска смысла жизни; критика путей социалистического развития; правдоискатели и угомонившиеся. Трудная судьба произведений Платонова.

Платонов и гуманистические традиции русской классики (Салтыков-Щедрин, Достоевский)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

М.А. Булгаков

 

2 ч.

1 ч.

 

 

 

46

4.3

Жизнь. Творчество. Личность. Булгаков — драматург. «Дни Турбиных» — судьба людей в революции, судьба революции.

 

1 ч.

 

 

 

 

47

4.4

Повесть «Собачье сердце» — живучесть «шариковщины» как социального и морального явления. Авторская позиция и способы её выражения. Сатирическое мастерство писателя.

Теория литературы. Жанровые разновидности романа.

 

1 ч.

 

 

 

 

48

4.5

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по повести «Собачье сердце».

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

К.Г. Паустовский

 

1 ч.

 

 

 

 

49

4.6

Общая характеристика творчества и жизненного пути писателя. «Золотая роза». («Корзина с еловыми шишками»)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

М.М. Зощенко

 

2 ч.

 

 

 

 

50

4.7

Традиции Гоголя и Лескова в творчестве Зощенко. Жизненный и творческий путь писателя.

 

1 ч.

 

 

 

 

51

4.8

«Аристократка», «Бедность», «Мещане» — маски рассказчика-повествователя в произведениях писателя; комизм положения и ситуаций; основа юмора в рассказах Зощенко.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

А.А. Ахматова

 

2 ч.

 

 

 

 

52

4.9

Драматическая судьба поэтессы. Своеобразие ахматовской лирики. Тема Пушкина. Тема родины, гражданственности в лирике поэта. Ахматова — переводчик.

 

1 ч.

 

 

 

 

53

4.10

Поэма «Реквием» — отражение в поэме трагедии личности, семьи, народа.

 

 

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

М.И. Цветаева

 

2 ч.

 

 

 

 

54, 55

4.11-4.12

Россия, творчество, любовь в поэзии Цветаевой. Трагичность в мировосприятии. Исповедальность. Своеобразие поэтического стиля.

Литературная викторина.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

 

Б.Л. Пастернак

 

2 ч.

 

 

 

 

56, 57

4.13-4.14

Непосредственность и чистота восприятия мира. Удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы. Своеобразие художественных формы стихотворений.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

 

М.А. Шолохов

 

5 ч.

2 ч.

 

 

 

58

4.15

Жизненный и творческий путь писателя. «Донские рассказы».

 

1 ч.

 

 

 

 

59

4.16

«Поднятая целина» — отражение в романе противоречий процесса коллективизации. (обзор)

 

1 ч.

 

 

 

 

60

4.17

«Судьба человека» — трагизм людских судеб, порожденный войной; человек-труженик и человек-воин.

 

1 ч.

 

 

 

 

61

4.18

«Тихий Дон» — роман-эпопея; глубокое постижение сущности исторического процесса.

 

1 ч.

 

 

 

 

62

4.19

Судьба Григория Мелехова. Цельность характеров и образов в романе.

 

1 ч.

 

 

 

 

63, 64

4.20-4.21

Развитие речи. Классное сочинение.

р/р

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

 

А.Н. Толстой

 

2 ч.

 

 

 

 

65

4.22

Жизненная и творческая судьба писателя. Роман «Пётр Первый»

 

1 ч.

 

 

 

 

66

4.23

Проблема личности и народных масс в истории. Образ Петра. Прогрессивное и реакционное в деятельности Петра Великого в произведении Толстого. Художественное своеобразие романа.

Теория литературы. Жанр исторического романа.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

5

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (1941-1945 гг.)

 

4 ч.

1 ч.

 

 

 

67

5.1

Роль литературы в Великой Отечественной войне. Нравственные истоки подвига народа. Тема воинского долга, боевой дружбы и товарищества, неприятие человеконенавистнической идеологии фашизма.

 

1 ч.

 

 

 

 

68

5.2

Патриотические мотивы в лирике военных лет.

 

1 ч.

 

 

 

 

69

5.3

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению.

 

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

70

5.4

М. Джалиль. Цикл «Моабитская тетрадь» — мужество и героизм поэта-узника; осмысление трагизма войны; выражение уверенности в конечной победе. Лирические мотивы в творчестве поэта.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

6

Литература 60-х годов

 

3 ч.

 

 

 

 

71-73

6.1-6.3

Осмысление военной темы. Поиск политических и нравственных причин победы народа.

К.М. Симонов. «Живые и мёртвые».

В.В. Быков. «Сотников», «Облава», «Знак беды».

В.О. Богомолов. «Иван». И другие.

с

3 ч.

 

 

 

 

 

7

Литература 70 — 90-х годов

 

3 ч.

 

 

 

 

74-76

7.1-7.3

Проблема взаимоотношений личности и общества, ответственности человека перед историей.

(Айтматов, Астафьев, Распутин, Шукшин)

 

3 ч.

 

 

 

 

 

8

Лирика и современность

 

3 ч.

 

 

 

 

 

 

А.Т. Твардовский

 

2 ч.

 

 

 

 

77

8.1

Жизненный и творческий путь поэта (общая характеристика с обобщением ранее изученного). Лирика.

 

1 ч.

 

 

 

 

78

8.2

«За далью — даль», «По праву памяти» — трагические страницы прошлого; раздумья о настоящем и будущем Отчизны.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

Р. Гамзатов

 

1 ч.

 

 

 

 

79

8.3

Философичность лирики Р. Гамзатова.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

Поэзия 70 — 90-х годов

 

2 ч.

 

 

 

 

80

8.4

Пафос гражданственности. Сплав публицистического, философского, лирического начал в поэзии. Поэзия «шестидесятников».

 

1 ч.

 

 

 

 

81

8.5

Современная авторская песня. Её судьба и место в развитии литературного процесса и молодёжной культуры страны.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

9

Возвращённые имена

 

4 ч.

1 ч.

 

 

 

82-84

9.1-9.3

Художественное исследование эпохи сталинщины. проблема взаимоотношений человека и государства. Картины жизни в лагерях. Унижение человека, истязание души и тела. (А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича», А. Рыбаков «Дети Арбата» и другие)

 

3 ч.

 

 

 

 

85

9.4

Развитие речи. Сообщения учащихся.

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

10

Зарубежная литература

 

10 ч.

 

 

 

 

86-87

10.1-10.2

Э. Хемингуэй «Старик и море». Творческая биография писателя (краткий обзор).

 

2 ч.

 

 

 

 

88-89

10.3-10.4

Б. Шоу «Пигмалион» — тема человеческого достоинства. Многолетний творческий путь писателя (краткая справка).

 

2 ч.

 

 

 

 

90-91

10.5-10.6

Б. Брехт «Мамаша Кураж и её дети» — драма, отрицающая возможность компромисса с силами войны.

 

2 ч.

 

 

 

 

92-93

10.7-10.8

Д. Оруэлл «1984» — роман-антиутопия; изображение посткапиталистического тоталитарного общества.

 

2 ч.

 

 

 

 

94-95

10.9-10.10

Ж. Ануй «Жаворонок» — пафос свободы. Национально-исторический и современный аспекты пьесы.

 

2 ч.

 

 

 

 

96-102

11.1-11.3

Резерв

 

7 ч.

 

 

 

 

 

 

Итого

 

92 ч.

10 ч.

 

 

 

Т – теоретические занятия

Л – лекция

П – практические занятия

Р/р – урок развития речи

К/р  – контрольная работа

О – обобщающий урок

Э – экскурсия

К – коллоквиум

С/р – самостоятельная работа

Д – деловая игра

С - семинар


 
Hosted by uCoz