Пояснительная записка скачать
Тематическое планирование по дисциплине « Русская литература », 10 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
||
Теоретическое обучение, ч. |
Развитие речи, ч. |
Внеклассное чтение, ч. |
|||
1 |
Введение |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
И.А. Гончаров |
8 |
6 |
- |
2 |
3 |
А.Н. Островский |
8 |
7 |
1 |
- |
4 |
Н.А. Некрасов |
8 |
6 |
2 |
- |
5 |
Русский роман 60-х годов |
1 |
1 |
- |
- |
6 |
Н.Г. Чернышевский |
2 |
1 |
- |
1 |
7 |
И.С. Тургенев |
12 |
10 |
1 |
1 |
8 |
М.Е. Салтыков-Щедрин |
9 |
7 |
2 |
- |
9 |
Ф.М. Достоевский |
12 |
10 |
1 |
1 |
10 |
Л.Н. Толстой |
16 |
12 |
3 |
1 |
11 |
Н.С. Лесков |
3 |
3 |
- |
- |
12 |
А.П. Чехов |
7 |
7 |
- |
- |
13 |
К. Хетагуров |
2 |
1 |
- |
1 |
14 |
Зарубежная литература |
10 |
10 |
- |
- |
15 |
Повторение или Резерв |
2 |
2 |
- |
- |
|
Итого |
102 |
85 |
10 |
7 |
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематический план
№ п/п |
|
Наименование разделов, содержание урока |
Вид занятия |
Количество часов |
Развитие речи |
Внеклассное чтение |
Дата |
Примечания |
|||
Планируемая |
Фактически |
||||||||||
|
1 |
Русская литература 60-70-х годов XIX века (обзор) |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
1 |
1.1 |
Социально-исторические условия, сложившиеся в России после реформы 1861 года. Новое содержание и новая тематика русской живописи и музыки второй половины XIX века. |
л |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
2 |
1.2 |
Русская поэзия второй половины XIX века. Литературная борьба в этот период. «Современник», «Полярная звезда», «Колокол» — центр литературной и публицистической деятельности демократического лагеря. |
л |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
|
2 |
И.А. Гончаров |
|
8 ч. |
|
2 ч. |
|
|
|
||
3 |
2.1 |
Биографические сведения о писателе. Фрегат «Паллада» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
4 |
2.2 |
Знакомство с романами Гончарова, чтение отдельных страниц. История создания романа «Обыкновенная история» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
5-7 |
2.3-2.5 |
«Обыкновенная история». Работа над текстом (Чтение и анализ, знакомство с героями романа). Столкновение идеалиста-романтика с действительностью. |
|
3 ч. |
|
|
|
|
|
||
8 |
2.6 |
В.Г, Белинский о личности младшего Адуева. И.А.Гончаров «Обломов» (отрывки из романа) |
с |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
9,10 |
2.7-2.8 |
Внеклассное чтение. Тема народного подвига в годы Великой Отечественной войны. Образы простых советских людей, героизм и будни войны. Нравственные проблемы на войне (по книгам К.Симонова «Живые и мёртвые» и Б. Васильева «А зори здесь тихие») |
с |
2 ч. |
|
2 ч. |
|
|
|
||
|
3 |
А.Н. Островский |
|
8 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
||
11 |
3.1 |
Очерк жизни и творчества А.Н.Островского, его литературная и театральная деятельность. Утверждение реализма на русской сцене. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
12 |
3.2 |
Драма «Гроза». Усвоение содержания и отражённых в ней проблем. 1-е действие. «Мир тёмного царства». Силы, противостоящие ему. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
13 |
3.3 |
2-е и 3-е действие пьесы. Катерина и её конфликт с «тёмным царством». |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
14,15 |
3.4-3.5 |
4-е и 5-е действие пьесы. «Хозяева» и «жертвы» тёмного царства. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
16 |
3.6 |
Образ Катерины: «Беззащитная жертва или человек. Решительность или сила характера Катерины в её трагическом конфликте с «тёмным царством». |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
17 |
3.7 |
Н.А. Добролюбов о Катерине. Обобщение по драме «Гроза». |
о |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
18 |
3.8 |
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению. |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
||
|
4 |
Н.А. Некрасов |
|
8 ч. |
2 ч. |
|
|
|
|
||
19 |
4.1 |
Очерк жизни и творчества Некрасова (с обобщением ранее изученного). Связь Некрасова с творчеством Лермонтова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина. Некрасов —народный поэт. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
20 |
4.2 |
Тема родины и народа, любви и дружбы в творчестве Некрасова. Труд и капитал в поэзии Некрасова. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
21 |
4.3 |
Некрасов о назначении поэта и поэзии (стихотворения «Поэт и гражданин», «Элегия») |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
22 |
4.4 |
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — энциклопедия народной жизни. Её замысел и идейно-художественное своеобразие. Отражение в поэме основного общественного конфликта эпохи. Связь поэмы с устной народной поэзией. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
23 |
4.5 |
Многообразие крестьянских характеров. Образ крестьянки как наиболее обездоленного и угнетённого человека. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
24 |
4.6 |
Григорий Добросклонов — народный заступник. Значение творчества Некрасова и его влияние на литературы других народов. Творчество Некрасова в музыкальном и изобразительном искусстве (М.П. Мусоргский, В. Перов). Традиции некрасовской школы в современной поэзии (Маяковский, Исаковский, Твардовский). |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
25,26 |
4.7-4.8 |
Развитие речи. Классное сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» |
|
2 ч. |
2 ч. |
|
|
|
|
||
|
5 |
Русский роман 60-х годов XIX века |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
27 |
5.1 |
Краткий очерк истории русского романа 60-х годов XIX века. |
л |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
|
6 |
Н.Г. Чернышевский |
|
2 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
||
28 |
6.1 |
Жизненный путь Чернышевского — демократа, критика, писателя. Эстетические взгляды Чернышевского. «Что делать?». Основные проблемы (общая характеристика романа). Идеи утопического социализма в романе. Образ Рахметова — образ профессионального революционера. Любовь и дружба в понимании «новых людей». (лекция) Теория литературы. Понятие об эстетике как науке о прекрасном. Общественная роль искусства. |
л |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
29 |
6.2 |
Внеклассное чтение. Р. Гамзатов «Мой Дагестан»
|
|
1 ч. |
|
|
|
|
Умер в 2003г. |
||
|
7 |
И.С. Тургенев |
|
12 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
||
30 |
7.1 |
Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
31 |
7.2 |
Романы Тургенева — новая ступень развития критического реализма. |
Л |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
32 |
7.3 |
«Отцы и дети». Работа над текстом (чтение и анализ первых глав, знакомство с героями романа). Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
33 |
7.4 |
Острота и многоплановость конфликта разночинца и дворян в романе (анализ с опорой на текст). Широкий обобщающий смысл названия. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
34,35 |
7.5-7.6 |
Базаров — центральный образ произведения. Нравственная проблематика романа: проблемы двух поколений, самовоспитания, жизненной активности, любви, дружбы, отношения к природе, искусству. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
36 |
7.7 |
Своеобразие композиции романа (роль диалога-спора, портрета, пейзажа, приёмы психологической характеристики героев, богатство языка). |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
37,38 |
7.8-7.9 |
«Отцы и дети» в современной роману критике. Мастерство писателя. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
39 |
7.10 |
Поэтический стиль произведений Тургенева. Влияние Тургенева на писателей Западной Европы. Творчество Тургенева в живописи. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
40 |
7.11 |
Развитие речи. Составить индивидуальную характеристику персонажей (по выбору) романа Тургенева «Отцы и дети» или Подготовка к домашнему сочинению |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
||
41 |
7.12 |
Внеклассное чтение. В. Белов «Привычное дело» |
|
1 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
||
|
8 |
М.Е. Салтыков –Щедрин |
|
9 ч. |
2 ч. |
|
|
|
|
||
42 |
8.1 |
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, их обличительный характер («Пропала совесть»). Теория литературы. Понятие об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). Понятие о сатире. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
43,44 |
8.2-8.3 |
«Господа Головлёвы» — сатирический социальный роман-хроника. Работа над текстом (чтение и анализ первой главы, знакомство с героями романа). |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
45,46 |
8.4-8.5 |
Характеристика семьи Головлёвых: жизнь, быт, моральные устои. Тема распада родственных связей. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
47 |
8.6 |
Образ Иудушки. Его обобщающий смысл. Психологизм Щедрина. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
48 |
8.7 |
Обобщающий урок по роману. М. Горький о Щедрине. М.Е. Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций Гоголя. |
о |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
49,50 |
8.8-8.9 |
Развитие речи. Классное сочинение. |
р/р |
2 ч. |
2 ч. |
|
|
|
|
||
|
9 |
Ф.М. Достоевский |
|
12 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
||
51 |
9.1 |
Ф.М. Достоевский. Судьба и личность писателя. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
52-54 |
9.2-9.4 |
Роман «Преступление и наказание». Сюжет и конфликт романа. Обзор содержания. Чтение отдельных глав по выбору учителя. |
|
3 ч. |
|
|
|
|
|
||
55,56 |
9.5-9.6 |
Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»). Суровая правда безысходности и одиночества «маленького человека» в безжалостном мире эксплуатации и угнетения. (Обличение в романе несправедливости капиталистического общества. Изображение человеческих страданий.) |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
57,58 |
9.7-9.8 |
Образ Раскольникова, его социальный смысл. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Крушение идеи Раскольникова. |
с |
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
59 |
9.9 |
Нравственный идеал Достоевского. Любимые герои писателя (Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Разумихин). Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторских позиций. Проблемы личной ответственности за судьбы многих. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
60 |
9.10 |
Обобщение знаний по творчеству Достоевского. Мастерство психологической обрисовки действующих лиц. Интерес к творчеству Достоевского в современном мире. |
о |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
61 |
9.11 |
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению. |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
||
62 |
9.12 |
Внеклассное чтение. Произведения В.М. Шукшина. Нравственный идеал писателя. |
с |
1 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
||
|
10 |
Л.Н. Толстой |
|
16 ч. |
3 ч. |
1 ч. |
|
|
|
||
63 |
10.1 |
По страницам великой жизни |
л |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
64 |
10.2 |
Тема становления человеческой личности в «Четырёх эпохах развития». |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
65 |
10.3 |
Военная тема и тема народа в «Севастопольских рассказах», в «Казаках». |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
66,67 |
10.4-10.5 |
«Война и мир». История создания, замысел, композиция, проблематика романа. Комментированное чтение отрывков, отдельных глав «Войны и мира», рисующих мирную жизнь и картины труда. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
68 |
10.6 |
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту романа или Изложение по роману «Война и мир». |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
||
69 |
10.7 |
Народ — основной выразитель сущности русского национального характера и герой эпохи. («Дубина народной войны» — партизанское движение в изображении Толстого). Кутузов и Наполеон в романе. Смысл противопоставления образов. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
70 |
10.8 |
Андрей Болконский и Пьер Безухов — путь их исканий. |
с |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
71 |
10.9 |
Женские образы романа «Война и мир». «Война и мир» в разных видах искусства. Критика о Толстом. |
|
|
|
|
|
|
|
||
72,73 |
10.10-10.11 |
Развитие речи. Классное сочинение. |
р/р |
2 ч. |
2 ч. |
|
|
|
|
||
74,75 |
10.12-10.13 |
Комментированное чтение отрывков отдельных глав романа «Анна Каренина». Критика высшего дворянства и бюрократии (Каренин, Облонский) в романе. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
76 |
10.14 |
Сущность образа и трагедии Анны Карениной, смысл её конфликта с семьёй и обществом. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
77 |
10.15 |
Отражение социальных и философских исканий писателя в образе Левина. Всемирно-историческое значение Толстого как художника. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
78 |
10.16 |
Внеклассное чтение. Тема войны в современной литературе (В. Быков «Обелиск», Ю. Бондарев «Горячий снег»). Развитие писателями традиций Л.Толстого в изображении военных событий: реализм описаний, постановка нравственных проблем (человек и война) |
|
1 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
||
|
11 |
Н.С. Лесков |
|
3 ч. |
|
|
|
|
|
||
79 |
11.1 |
Краткие биографические сведения о писателе. Тема талантливости простого русского народа в творчестве Лескова. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
80,81 |
11.2-11.3 |
«Сказ о тульском косом левше и стальной блохе» («Левша»). Драмокомедия героя. Парадоксальность жизни русского самородка. Левша — маленький великий человек. Особенности языка Лескова. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
|
12 |
А.П. Чехов |
|
7 ч. |
|
|
|
|
|
||
82 |
12.1 |
Очерк жизни и творчества Чехова (с обобщением ранее изученного). Чехов — новеллист и драматург. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
83,84 |
12.2-12.3 |
Пьеса «Вишнёвый сад» (анализ содержания комедии). Чтение фрагментов текста. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
85,86 |
12.4-12.5 |
Тема современных хозяев России в интерпретации Чехова. Буржуазный делец Лопахин, противоречия в его характере. Смысл названия пьесы.
|
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
87,88 |
12.6-12.7 |
«Скучная история». Проблема личности и общества в повести. Жанровое своеобразие произведения. Чеховское решение проблемы «кто виноват». Трагедийный подтекст «скучной истории». Образы Чехова на экране. Значение творчества Чехова для современного театра. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
|
13 |
К. Хетагуров |
|
2 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
||
89 |
13.1 |
Поэтическое изображение природы Кавказа. Особенности пейзажной лирики поэта. Возвышенность чувств в любовной лирике Хетагурова. Тема поэта и поэзии в его творчестве. (обзор) |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
90 |
13.2 |
Внеклассное чтение. Наш современник в литературе (по книгам Алексина «Раздел имущества», Тендрякова «Расплата», Щукина «Имя для сына») |
|
1 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
||
|
14 |
Зарубежная литература |
|
9 ч. |
|
|
|
|
|
||
91,92 |
14.1-14.2 |
Омар Хайям. Рубаи. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
93,94 |
14.3-14.4 |
И.-В. Гёте. «Фауст».
|
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
95,96 |
14.5-14.6 |
Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
97,98 |
14.7-14.8 |
О. Бальзак «Гобсек» |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
||
99 |
14.9 |
Р. Роллан «Кола Брюньон». |
л |
1 ч. |
|
|
|
|
|
||
|
Резерв или Повторение (3 часа) |
||||||||||
|
|
Итого |
|
85 ч. |
10 |
7 |
|
|
|
||
Т – теоретические занятия Л – лекция П – практические занятия
Р/р – урок развития речи К/р – контрольная работа О – обобщающий урок
Э – экскурсия К – коллоквиум С/р – самостоятельная работа
Д – деловая игра С - семинар