Пояснительная записка скачать

 

Тематическое планирование по дисциплине  «   Русская литература    »,   10   класс

 

п/п

Наименование разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи, ч.

Внеклассное чтение, ч.

1

Введение

2

2

-

-

2

И.А. Гончаров

8

6

-

2

3

А.Н. Островский

8

7

1

-

4

Н.А. Некрасов

8

6

2

-

5

Русский роман 60-х годов

1

1

-

-

6

Н.Г. Чернышевский

2

1

-

1

7

И.С. Тургенев

12

10

1

1

8

М.Е. Салтыков-Щедрин

9

7

2

-

9

Ф.М. Достоевский

12

10

1

1

10

Л.Н. Толстой

16

12

3

1

11

Н.С. Лесков

3

3

-

-

12

А.П. Чехов

7

7

-

-

13

К. Хетагуров

2

1

-

1

14

Зарубежная литература

10

10

-

-

15

Повторение  или Резерв

2

2

-

-

 

Итого

102

85

10

7

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

 

п/п

 

Наименование разделов, содержание урока

Вид занятия

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Дата

Примечания

Планируемая

Фактически

 

1

Русская литература 60-70-х годов XIX века (обзор)

 

2 ч.

 

 

 

 

 

1

1.1

Социально-исторические условия, сложившиеся в России после реформы 1861 года. Новое содержание и новая тематика русской живописи и музыки второй половины XIX века.

л

1 ч.

 

 

 

 

 

2

1.2

Русская поэзия второй половины XIX века. Литературная борьба в этот период. «Современник», «Полярная звезда», «Колокол» — центр литературной и публицистической деятельности демократического лагеря.

л

1 ч.

 

 

 

 

 

 

2

И.А. Гончаров

 

8 ч.

 

2 ч.

 

 

 

3

2.1

Биографические сведения о писателе. Фрегат «Паллада»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

4

2.2

Знакомство с романами Гончарова,  чтение отдельных страниц. История создания романа «Обыкновенная история»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

5-7

2.3-2.5

«Обыкновенная история». Работа над текстом (Чтение и анализ, знакомство с героями романа). Столкновение идеалиста-романтика с действительностью.

 

3 ч.

 

 

 

 

 

8

2.6

В.Г, Белинский о личности младшего Адуева. И.А.Гончаров «Обломов» (отрывки из романа)

с

1 ч.

 

 

 

 

 

9,10

2.7-2.8

Внеклассное чтение. Тема народного подвига в годы Великой Отечественной войны. Образы простых советских людей, героизм и будни войны. Нравственные проблемы на войне (по книгам К.Симонова «Живые и мёртвые» и Б. Васильева «А зори здесь тихие»)

с

2 ч.

 

2 ч.

 

 

 

 

3

А.Н. Островский

 

8 ч.

1 ч.

 

 

 

 

11

3.1

Очерк жизни и творчества А.Н.Островского, его литературная и театральная деятельность. Утверждение реализма на русской сцене.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

12

3.2

Драма «Гроза». Усвоение содержания и отражённых в ней проблем. 1-е действие. «Мир тёмного царства». Силы, противостоящие ему.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

13

3.3

2-е и 3-е действие пьесы. Катерина и её конфликт с «тёмным царством».

 

1 ч.

 

 

 

 

 

14,15

3.4-3.5

4-е и 5-е действие пьесы. «Хозяева» и «жертвы» тёмного царства.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

16

3.6

Образ Катерины: «Беззащитная жертва или человек. Решительность или сила характера Катерины в её трагическом конфликте с «тёмным царством».

 

1 ч.

 

 

 

 

 

17

3.7

Н.А. Добролюбов о Катерине. Обобщение по драме «Гроза».

о

1 ч.

 

 

 

 

 

18

3.8

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению.

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

4

Н.А. Некрасов

 

8 ч.

2 ч.

 

 

 

 

19

4.1

Очерк жизни и творчества Некрасова (с обобщением ранее изученного). Связь Некрасова с творчеством Лермонтова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина. Некрасов —народный поэт.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

20

4.2

Тема родины и народа, любви и дружбы в творчестве Некрасова. Труд и капитал в поэзии Некрасова.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

21

4.3

Некрасов о назначении поэта и поэзии (стихотворения «Поэт и гражданин», «Элегия»)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

22

4.4

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — энциклопедия народной жизни. Её замысел и идейно-художественное своеобразие. Отражение в поэме основного общественного конфликта эпохи. Связь поэмы с устной народной поэзией.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

23

4.5

Многообразие крестьянских характеров. Образ крестьянки как наиболее обездоленного и угнетённого человека.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

24

4.6

Григорий Добросклонов — народный заступник. Значение творчества Некрасова и его влияние на литературы других народов. Творчество Некрасова в музыкальном и изобразительном искусстве (М.П. Мусоргский, В. Перов). Традиции некрасовской школы в современной поэзии (Маяковский, Исаковский, Твардовский).

 

1 ч.

 

 

 

 

 

25,26

4.7-4.8

Развитие речи. Классное сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

 

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

 

5

Русский роман 60-х годов XIX века

 

1 ч.

 

 

 

 

 

27

5.1

Краткий очерк истории русского романа 60-х годов XIX века.

л

1 ч.

 

 

 

 

 

 

6

Н.Г. Чернышевский

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

 

28

6.1

Жизненный путь Чернышевского — демократа, критика, писателя. Эстетические взгляды Чернышевского.

«Что делать?». Основные проблемы (общая характеристика романа). Идеи утопического социализма в романе. Образ Рахметова — образ профессионального революционера. Любовь и дружба в понимании «новых людей». (лекция)

Теория литературы. Понятие об эстетике как науке о прекрасном. Общественная роль искусства.

л

1 ч.

 

 

 

 

 

29

6.2

Внеклассное чтение. Р. Гамзатов «Мой Дагестан»

 

 

1 ч.

 

 

 

 

Умер в 2003г.

 

7

И.С. Тургенев

 

12 ч.

1 ч.

1 ч.

 

 

 

30

7.1

Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного).

 

1 ч.

 

 

 

 

 

31

7.2

Романы Тургенева — новая ступень развития критического реализма.

Л

1 ч.

 

 

 

 

 

32

7.3

«Отцы и дети». Работа над текстом (чтение и анализ первых глав, знакомство с героями романа). Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

33

7.4

Острота и многоплановость конфликта разночинца и дворян в романе (анализ с опорой на текст). Широкий обобщающий смысл названия.

 

 1 ч.

 

 

 

 

 

34,35

7.5-7.6

Базаров — центральный образ произведения. Нравственная  проблематика романа: проблемы двух поколений, самовоспитания, жизненной активности, любви, дружбы, отношения к природе, искусству.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

36

7.7

Своеобразие композиции романа (роль диалога-спора, портрета, пейзажа, приёмы психологической характеристики героев, богатство языка).

 

1 ч.

 

 

 

 

 

37,38

7.8-7.9

«Отцы и дети» в современной роману критике. Мастерство писателя.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

39

7.10

Поэтический стиль произведений Тургенева. Влияние Тургенева на писателей Западной Европы. Творчество Тургенева в живописи.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

40

7.11

Развитие речи. Составить индивидуальную характеристику персонажей (по выбору) романа Тургенева «Отцы и дети» или Подготовка к домашнему сочинению

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

41

7.12

Внеклассное чтение. В. Белов «Привычное дело»

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 

8

М.Е. Салтыков –Щедрин

 

9 ч.

2 ч.

 

 

 

 

42

8.1

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, их обличительный характер («Пропала совесть»). Теория литературы. Понятие об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). Понятие о сатире.

 

 1 ч.

 

 

 

 

 

43,44

8.2-8.3

«Господа Головлёвы» — сатирический социальный роман-хроника. Работа над текстом (чтение и анализ первой главы, знакомство с героями романа).

 

2 ч.

 

 

 

 

 

45,46

8.4-8.5

Характеристика семьи Головлёвых: жизнь, быт, моральные устои. Тема распада родственных связей.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

47

8.6

Образ Иудушки. Его обобщающий смысл. Психологизм Щедрина.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

48

8.7

Обобщающий урок по роману. М. Горький о Щедрине. М.Е. Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций Гоголя.

о

1 ч.

 

 

 

 

 

49,50

8.8-8.9

Развитие речи. Классное сочинение.

р/р

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

 

9

Ф.М. Достоевский

 

12 ч.

1 ч.

1 ч.

 

 

 

51

9.1

Ф.М. Достоевский. Судьба и личность писателя.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

52-54

9.2-9.4

Роман «Преступление и наказание». Сюжет и конфликт романа. Обзор содержания. Чтение отдельных глав по выбору учителя.

 

3 ч.

 

 

 

 

 

55,56

9.5-9.6

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»). Суровая правда безысходности и одиночества «маленького человека» в безжалостном мире эксплуатации и угнетения. (Обличение в романе несправедливости капиталистического общества. Изображение человеческих страданий.)

 

2 ч.

 

 

 

 

 

57,58

9.7-9.8

Образ Раскольникова, его социальный смысл. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Крушение идеи Раскольникова.

с

2 ч.

 

 

 

 

 

59

9.9

Нравственный идеал Достоевского. Любимые герои писателя (Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Разумихин). Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторских позиций. Проблемы личной ответственности за судьбы многих.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

60

9.10

Обобщение знаний по творчеству Достоевского. Мастерство психологической обрисовки действующих лиц. Интерес к творчеству Достоевского в современном мире.

о

1 ч.

 

 

 

 

 

61

9.11

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению.

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

62

9.12

Внеклассное чтение. Произведения В.М. Шукшина. Нравственный идеал писателя.

с

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 

10

Л.Н. Толстой

 

16 ч.

3 ч.

1 ч.

 

 

 

63

10.1

По страницам великой жизни

л

1 ч.

 

 

 

 

 

64

10.2

Тема становления человеческой личности в «Четырёх эпохах развития».

 

1 ч.

 

 

 

 

 

65

10.3

Военная тема и тема народа в «Севастопольских рассказах», в «Казаках».

 

1 ч.

 

 

 

 

 

66,67

10.4-10.5

«Война и мир». История создания, замысел, композиция, проблематика романа. Комментированное чтение отрывков, отдельных глав «Войны и мира», рисующих мирную жизнь и картины труда.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

68

10.6

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту романа или Изложение по роману «Война и мир».

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

69

10.7

Народ — основной выразитель сущности русского национального характера и герой эпохи. («Дубина народной войны» — партизанское движение в изображении Толстого).

Кутузов и Наполеон в романе. Смысл  противопоставления образов.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

70

10.8

Андрей Болконский и Пьер Безухов — путь их исканий.

с

1 ч.

 

 

 

 

 

71

10.9

Женские образы романа «Война и мир». «Война и мир» в разных видах искусства. Критика о Толстом.

 

 

 

 

 

 

 

72,73

10.10-10.11

Развитие речи. Классное сочинение.

р/р

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

74,75

10.12-10.13

Комментированное чтение отрывков отдельных глав романа «Анна Каренина». Критика высшего дворянства и бюрократии (Каренин, Облонский) в романе.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

76

10.14

Сущность образа и трагедии Анны Карениной, смысл её конфликта с семьёй и обществом.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

77

10.15

Отражение социальных и философских исканий писателя в образе Левина. Всемирно-историческое значение Толстого как художника.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

78

10.16

Внеклассное чтение. Тема войны в современной литературе (В. Быков «Обелиск», Ю. Бондарев «Горячий снег»). Развитие писателями традиций Л.Толстого в изображении военных событий: реализм описаний, постановка нравственных проблем (человек и война)

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 

11

Н.С. Лесков

 

3 ч.

 

 

 

 

 

79

11.1

Краткие биографические сведения о писателе. Тема талантливости простого русского народа в творчестве Лескова.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

80,81

11.2-11.3

«Сказ о тульском косом левше и стальной блохе» («Левша»). Драмокомедия героя. Парадоксальность жизни русского самородка. Левша — маленький великий человек. Особенности языка Лескова.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

 

12

А.П. Чехов

 

7 ч.

 

 

 

 

 

82

12.1

Очерк жизни и творчества Чехова (с обобщением ранее изученного). Чехов — новеллист и драматург.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

83,84

12.2-12.3

Пьеса «Вишнёвый сад» (анализ содержания комедии). Чтение фрагментов текста.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

85,86

12.4-12.5

Тема современных хозяев России в интерпретации Чехова. Буржуазный делец Лопахин, противоречия в его характере. Смысл названия пьесы.

 

 

2 ч.

 

 

 

 

 

87,88

12.6-12.7

«Скучная история». Проблема личности и общества в повести. Жанровое своеобразие произведения. Чеховское решение проблемы «кто виноват». Трагедийный подтекст «скучной истории».

Образы Чехова на экране. Значение творчества Чехова для современного театра.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

 

13

К. Хетагуров

 

2 ч.

 

1 ч.

 

 

 

89

13.1

Поэтическое изображение природы Кавказа. Особенности пейзажной лирики поэта. Возвышенность чувств в любовной лирике Хетагурова. Тема поэта и поэзии в его творчестве.    (обзор)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

90

13.2

Внеклассное чтение. Наш современник в литературе (по книгам Алексина «Раздел имущества», Тендрякова «Расплата», Щукина «Имя для сына»)

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 

14

Зарубежная литература

 

9 ч.

 

 

 

 

 

91,92

14.1-14.2

Омар Хайям. Рубаи.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

93,94

14.3-14.4

И.-В. Гёте. «Фауст».

 

 

2 ч.

 

 

 

 

 

95,96

14.5-14.6

Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»

 

2 ч.

 

 

 

 

 

97,98

14.7-14.8

О. Бальзак «Гобсек»

 

2 ч.

 

 

 

 

 

99

14.9

Р. Роллан «Кола Брюньон».

л

1 ч.

 

 

 

 

 

 

Резерв или Повторение (3 часа)

 

 

Итого

 

85 ч.

10

7

 

 

 

                       

 

Т – теоретические занятия                                              Л – лекция                                                              П – практические занятия

Р/р – урок развития речи                                                 К/р  – контрольная работа                                  О – обобщающий урок

Э – экскурсия                                                                     К – коллоквиум                                                     С/р – самостоятельная работа

Д – деловая игра                                                               С - семинар


 


 

 

 

 

Hosted by uCoz