Пояснительная записка скачать

Тематическое планирование по дисциплине  «  Русская литература  »,   9  класс

 

п/п

Наименование разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи, ч.

Внеклассное чтение, ч.

1

Введение

1

1

-

-

2

Из древнерусской литературы

4

2

2

-

3

 Из русской литературы 18 века

9

9

-

-

4

 Из русской литературы первой половины 19 века

47

38

6

3

5

Из русской литературы второй половины 19 века

19

18

-

1

6

Из русской литературы 20 века

16

11

2

3

7

Из зарубежной литературы

6

6

-

-

 

Итого:

102

85

10

7

 

 

Календарно-тематический план

 

п/п

 

Наименование разделов, содержание урока

 

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Дата

Примечания

Планируемая

Фактически

 

1

Введение

 

1 ч.

 

 

 

 

 

1

1.1

Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времён..

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

2

 Из древнерусской литературы

 

4 ч.

 

 

 

 

 

2, 3

2.1-2.2

«Слово о полку Игореве». История открытия. Историческая основа произведения. Его идейно-художественное содержание (чтение и анализ отдельных глав). Значение «Слова…», связь с устным народным творчеством.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

4,5

2.3-2.4

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине В. М. Васнецова

 

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

 

3

Из русской  литературы XVIII века.

 

9 ч.

 

 

 

 

 

6

3.1

Русская литература XVIII века (обзор)

Теория литературы. Развитие понятия о литературном направлении. Классицизм и сентиментализм.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

7,8

3.2-3.3

М.В. Ломоносов. Значение Ломоносова в развитии жанров русского классицизма и литературы в целом. Ода Ломоносова «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Возвышенная лексика оды. Гражданственность поэзии Ломоносова.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

9

3.4

Г.Р. Державин. Характеристика творчества. Ода «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

10-12

3.5-3.7

Д.И. Фонвизин — «сатиры смелый властелин».  «Недоросль» (чтение и анализ отдельных глав).  Гуманистический пафос комедии, её художественное своеобразие (сочетание элементов классицизма и реализма). Значение Фонвизина в развитии драматургии.

 

3 ч.

 

 

 

 

 

13

3.8

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Обращение Карамзина к российской истории и летописям. Сходство и отличие от них «Истории Государства Российского» Карамзина.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

14

3.9

А.Н. Радищев. Жизненный подвиг писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (чтение и разбор отдельных глав)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

4

Русская литература первой половины XIX века

 

47

 

 

 

 

 

15

4.1

Общая характеристика русской литературы первой половины XIXвека

 

1 ч.

 

 

 

 

 

16

4.2

А. С. Грибоедов (Очерк жизни и творчества)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

17

4.3

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (действие I )

 

1 ч.

 

 

 

 

 

18

4.4

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (действие II )

 

1 ч.

 

 

 

 

 

19

4.5

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (действие III )

 

1 ч.

 

 

 

 

 

20

4.6

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (действие IV )

 

1 ч.

 

 

 

 

 

21

4.7

Личная и общественная драма Чацкого

 

1 ч.

 

 

 

 

 

22

4.8

Значение комедии. Гончаров «Мильон терзаний»

Теория литературы. Идейное содержание художественного произведения. Значение общественной позиции автора в литературном произведении. Развитие понятия о литературном характере.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

23-24

4.9-4.10

Развитие речи. Классное сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

25

4.11

А. С. Пушкин. Важнейшие этапы жизни и творчества

 

1 ч.

 

 

 

 

 

26

4.12

«Пророк» Художественное изображение процесса превращения смертного грешного человека в пророка, постигающего таинства мироздания и призванного вести за собой людей.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

27

4.13

«Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Любовь как проявление лучших сторон натуры человека

 

1 ч.

 

 

 

 

 

28

4.14

«Бесы». Поэтическое изображение вьюги, тревожного чувства, рождаемого ею в душе путника.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

29

4.15

«Деревня». Панорама природы, просветляющая душу, дарующая умиротворение. Антикрепостнический пафос произведения.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

30

4. 16

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин  поэма «Полтава»

 

 

1 ч.

 

 

 

31

4. 17

«Евгений Онегин». Вступление.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

32

4. 18

Онегин в Петербурге (глава 1)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

33

4. 19

Онегин в деревне (главы 2 и 3)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

34

4. 20

Онегин в деревне (главы 6 и 7)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

35

4. 21

Онегин снова в Петербурге

 

1 ч.

 

 

 

 

 

36

4. 22

Обобщение материала. Образ Онегина. Белинский об Онегине.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

37

4.23

Образ Татьяны в романе и в оценке Белинского

 

1 ч.

 

 

 

 

 

38

4.24

Нравственная проблематика романа, основные сюжетные линии. Тип «лишнего человека» в русской литературе.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

39

4.25

Творчество Пушкина в оценке Белинского. Влияние творчества Пушкина на развитие родной литературы. Теория литературы. Расширение понятия о реализме. Понятие о литературном типе. Развитие понятия о стихе (ритм, рифма, строфа). Начальное понятие о народности литературы.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

40

4.26

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина  «Евгений Онегин»

 

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

41

4.27

М.Ю. Лермонтов (Очерк жизни и творчества)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

42

4.28

«Тучи». Образ природы и образ поэта в стихотворении. Судьба туч - судьба поэта… Изобразительно-выразительные средства языка.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

43

4.29

«Родина». Любовь к народной России - проявление истинного патриотизма её сына, её певца. Черты реализма. Художественное совершенство стихотворения.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

44

4.30

«Дума». Лирика разоблачения и протеста, размышления о судьбах поколения.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

45

4.31

 «Пророк». Художественное развитие и новый поворот традиционной темы - судьба пророка:  высокая миссия поэта и его униженное положение в обществе.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

46-49

4.32-4.35

Лермонтов «Герой нашего времени». История создания романа. Его жанровое своеобразие (чтение повестей «Бэла», «Максим Максимыч» и  анализ)

 

4 ч.

 

 

 

 

 

50

4.36

Образ Печорина

 

1 ч.

 

 

 

 

 

51

4.37

Белинский о романе. Обобщающий урок по роману «Герой нашего времени»

Теория литературы. Развития понятия о композиции литературного произведения. Поэтические средства художественной выразительности.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

52

4.38

 Внеклассное чтение. Лермонтов «Маскарад»

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

53, 54

4.39-4.40

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения (описание внешности Печорина по повести «Максим Максимыч» и ответ на вопрос 7, с.159)

 

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

55

4.41

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

56

4.42

Н. В. Гоголь Поэма «Мёртвые души». История замысла, жанр и смысл названия. Композиция глав о помещиках .

 

1 ч.

 

 

 

 

 

57

4.43

Чтение и анализ VI главы Образ Плюшкина как воплощение последней степени падения человека

 

1 ч.

 

 

 

 

 

58

4.44

История жизни Плюшкина. Содержание и роль лирических отступлений в VI  главе. Плюшкин и Чичиков. Образы крестьян в поэме

 

1 ч.

 

 

 

 

 

59

4.45

Анализ VII главы. Чиновничество в России как разъедающее страну зло. Гоголь-сатирик.

Теория литературы. Приёмы контраста, гипербола, сравнение..

 

1 ч.

 

 

 

 

 

60

4. 46

Развитие речи.  Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению «Способна ли «мёртвая душа» Плюшкина к возрождению?»

 

1ч.

1ч.

 

 

 

 

61

4. 47

 Внеклассное чтение «Петербургские повести» («Портрет», «Нос»)

Теория литературы. Развитие понятия о повести или о жанре прозы.

 

1 ч.

 

1ч.

 

 

 

 

5

Русская литература второй половины XIX                                века

 

19

 

 

 

 

 

62

5.1

Н. А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества

 

1 ч.

 

 

 

 

 

63

5.2

«Памяти Добролюбова». История создания стихотворения.

 

 

1 ч.

 

 

 

 

 

64,65

5.3-5.4

«Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением главы «Пир - на весь мир»). История создания поэмы  Проблемы послереформенной России. Гриша Добросклонов - образ народного заступника. Образы крестьян. Проблема «счастия народного».

Влияние творчества Некрасова на родную литературу.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

66

5.5

Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов поэма «Русские женщины»

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

67

5.6

А. Н. Островский. Основные вехи жизни творчества

 

1 ч.

 

 

 

 

 

68

5.7

«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме

 

1 ч.

 

.

 

 

 

69

5. 8

«Гроза» Изображение жестоких нравов тёмного царства. Катерина в системе образов

 

1 ч.

 

 

 

 

 

70

5.9

Ф. М.Достоевский. Основные вехи жизни и творчества.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

71

5.10

«Преступление и наказание». Городские сцены, образ Петербурга, линия семьи Мармеладовых.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

72

5.11

«Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в  романе, трагедия «маленьких людей» в жестоком мире (образ матери и сестры Раскольникова, семья Мармеладовых, образ Лизаветы).

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 73

5.12

Н. С. Лесков «На краю света». Неодназначное решение проблемы христианизации языческого населения Сибири.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

74

5.13

«На краю света». Описание жизни, обычаев и традиций местных жителей.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

75

5.14

«На краю света». Роль просвещённых русских людей в цивилизации края.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

76

5.15

Л. Н.Толстой. Основные вехи жизни и творчества

 

 1 ч.

 

 

 

 

 

77, 78

5.16-5.17

«Война и мир» (обзор с чтением отдельных глав: сцены Аустерлицкой битвы, Бородинской битвы и партизанской войны)

 

2 ч

 

 

 

 

 

79

5.18

«Война и мир». Антитеза как излюбленный приём писателя. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса

 

1 ч

 

 

 

 

 

80

5.19

«Война и мир». Теория литературы. Реализм Толстого в изображении войны. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Роман-эпопея Толстого и родная литература

 

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

6

Из русской литературы ХХ века

 

16

 

 

 

 

 

81

6.1

М.  Горький . Основные вехи жизни и творчества

 

1 ч

 

 

 

 

 

82

6.2

 «Старуха Изергиль».  Легенда о Ларре. Теория литературы. Романтизм

 

1 ч.

 

 

 

 

 

83

6.3

«Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Новая концепция человека: не жертвы обстоятельств, а борца и победителя в борьбе со злом. Романтические образы Ларры и Данко, смысл их противопоставления.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

84

6.4

Развитие речи. Отзыв о рассказе «Старуха Изергиль»

 

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

85

6.5

Внеклассное чтение. М. Горький «Песня  о Соколе»

 

1 ч.

 

1ч.

 

 

 

86

6.6

И. С. Шмелёв. Основные вехи жизни и творчества. «Лето Господне; Праздники-радости-скорби (глава Пасха)

 

1 ч

 

 

 

 

 

87

6.7

«Лето Господне». Изображение быта, обрядов, народного уклада дореволюционной России

 

1 ч.

 

 

 

 

 

88

6.8

А. А. Блок . Основные вехи жизни и творчества . Теория литературы. Символизм. Понятие о метонимии Символический образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве поэта. «Вхожу я в тёмные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…». Трагическое ощущение невозможности осуществления мечты.

 

 1 ч.

 

 

 

 

 

89

6.9

«О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Противопоставление светлого прошлого горестному настоящему. Жизнеутверждающее кредо лирического героя.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

90

6.10

Внеклассное чтение. В. В. Маяковский «Левый марш». Глубоко идейное произведение поэта о революции. Художественные особенности произведений Маяковского.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

91

6.11

М. А. Шолохов. Основные вехи жизни и творчества. Рассказ «Судьба человека». Сочетание в рассказе широких исторических событий с изображением судьбы одной человеческой личности

 

1 ч.

 

 

 

 

 

92

6.12

 «Судьба человека». Героическое и трагическое в рассказе, жизнеутверждающее начало, преодоление трагизма.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

93

6.13

«Судьба человека» Роль пейзажа в воплощении авторского замысла. Сопоставление рассказа Шолохова с тематически близкими произведениями родной литературы.

 

1 ч

 

 

 

 

 

94

6.14

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на тему: «Подвиг Андрея Соколова»

 

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

95

6.15

Внеклассное чтение. Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне: Ю. Друниной, П. Когана, К. Симонова, А. Твардовского и др.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

96

6.16

А. И.Солженицын. Основные вехи жизни и творчества писателя.  «Как жаль». Изображение трагической судьбы человека, переживающего последствия репрессий

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

7.

Из зарубежной литературы

 

6

6

 

 

 

 

97

7.1

Дж. Г. Байрон. Основные вехи жизни и творчества поэта. «Паломничество Чайльд-Гарольда». «Байронической» герой поэмы.

 

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

98

7.2

И. В. Гёте «Фауст» (часть I). Философская глубина произведения. ,созданного на основе народной легенды. Многогранность образа главного героя-Фауста.

 

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

99

7.3

У. Шекспир. Основные вехи жизни и творчества «Гамлет,  принц датский»

 

 1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

100

7.4

У. Шекспир. «Гамлет,  принц датский»

 

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

101-102

7.5-7.6

Итоговый урок. Задания на лето

 

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Hosted by uCoz