Пояснительная записка скачать
Тематическое планирование по дисциплине « Русская литература », 8 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
||
Теоретическое обучение, ч. |
Развитие речи, ч. |
Внеклассное чтение, ч. |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
Древнерусская литература |
5 |
4 |
- |
1 |
3 |
Русская литература XIX века |
41 |
33 |
6 |
2 |
4 |
Русская литература XX века |
35 |
24 |
7 |
4 |
5 |
Зарубежная литература |
10 |
8 |
1 |
1 |
6 |
Повторение |
10 |
10 |
- |
- |
|
Итого |
102 |
80 |
14 |
8 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
|
Наименование разделов, содержание урока |
Вид занятия |
Количество часов |
Развитие речи |
Внеклассное чтение |
Дата |
Примечания |
|
Планируемая |
Фактически |
||||||||
|
1 |
Введение |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
1 |
1.1 |
Художественная литература и литература научная. Художественная литература и другие виды искусства. Теория литературы. Начальное понятие о художественном образе |
Л |
1 ч |
|
|
|
|
|
|
2 |
Из древнерусской литературы |
|
5 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
2 |
2.1 |
Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово (поучение). Общая характеристика жанра жития. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
3 |
2.2 |
«Сказание о Борисе и Глебе» - христианские мотивы жертвенности, смирения; безропотное принятие насилия, смерти. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
4 |
2.3 |
«Житие Сергия Радонежского» - характер Сергия: трудолюбие, жертвенность, кротость, беззаветное служение родине, крепкая вера. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
5 |
2.4 |
«Поучения Владимира Мономаха» - жанр поучения, его особенности; высокий нравственный пафос и христианская мораль в произведении. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
6 |
2.5 |
Внеклассное чтение. Повести временных лет |
Вн/чт |
1 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
3 |
Русская литература XIX века |
|
41 ч. |
6 ч. |
2 ч. |
|
|
|
|
|
А.С. Пушкин |
|
14 ч. |
2 ч. |
1 ч. |
|
|
|
7 |
3.1 |
А.С. Пушкин «К Чаадаеву» — отзвуки в стихотворении мятежных идей декабристов; протест против самодержавия; вера в победу идеалов справедливости, в будущее России |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
8 |
3.2 |
А.С. Пушкин «К морю» - размышления поэта о жизни; восхищение морской стихией; прощание поэта с морем перед ссылкой в Михайловское
|
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
9 |
3.3 |
А.С. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновение») - воспоминания поэта о встрече с А.П. Керн; история создания стихотворения |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
10 |
3.4 |
А.С. Пушкин «Анчар» — ненависть поэта к деспотизму; вера в светлое будущее родины |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
11 |
3.5 |
А.С. Пушкин «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» - поэтическое завещание поэта; пророческое предсказание поэта о значении его поэзии |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
12 |
3.6 |
Развитие речи. Выразительное чтение |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
13 |
3.7 |
А.С. Пушкин «Цыганы» - столкновение современного человека, носителя европейской цивилизации, с миром «дикой вольности» детей природы |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
14 |
3.8 |
Пушкин — историк и создатель исторической повести «Капитанская дочка» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
15 |
3.9 |
Первое знакомство с рассказчиком — П.А. Гринёвым. Работа над повестью «Капитанская дочка». Глава «Вожатый» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
16 |
3.10 |
Работа над главой VI «Пугачевщина» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
17 |
3.11 |
Чтение и анализ главы «Незваный гость» («В штабе Пугачева») |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
18 |
3.12 |
Чтение и анализ главы XIV «Суд». Доклады учащихся и обобщение учителя ко всему произведению. Теория литературы. Понятие о жизненной правде и художественном вымысле в литературном произведении. Понятие о языке художественной литературы |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
19 |
3.13 |
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению или Письменные ответы на вопросы |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
20 |
3.14 |
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Повести Белкина» |
Вн/чт |
1 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
М.Ю. Лермонтов |
|
7 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
21 |
3.15 |
М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Мой демон», «Ангел» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
22 |
3.16 |
М.Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю …», «И скучно и грустно …», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – мотив одиночества, трагической любви и примирения |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
23 |
3.17 |
М.Ю. Лермонтов «Мцыри» — вступительное слово учителя. Чтение и анализ 1-15 глав поэмы |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
24-25 |
3.18-3.19 |
Чтение и анализ 16-26 глав поэмы. Обучение выразительному чтению. Подготовка к заучиванию наизусть 17 и 18 главы поэмы. (Сильным и 16 гл.) |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
26 |
3.20 |
Обобщение по всей поэме. Теория литературы. Развитие понятия о теме и идее произведения (соотношении темы, идеи и художественных образов) |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
27 |
3.21 |
Развитие речи. Письменная работа — сочинение-миниатюра |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Н.В. Гоголь |
|
10 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
28 |
3.22 |
Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Ревизор» - история создания комедии. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
29-30 |
3.23-3.24 |
«Ревизор» — бессмертное произведение Гоголя (чтение и анализ) |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
31 |
3.25 |
Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
32 |
3.26 |
Хлестаков и «хлестаковщина» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
33 |
3.27 |
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по комедии Гоголя «Ревизор». |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
34-35 |
3.28-3.29 |
Н.В. Гоголь «Шинель» — чтение и анализ. Тема «маленького человека», бедного, мелкого чиновника, живущего в обществе, которое оценивает людей по чинам и богатству |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
36 |
3.30 |
А.А. Башмачкин — страдающий человек, достойный сочувствия и сожаления. «Значительное лицо» — обобщенный тип чиновника высшего ранга |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
37 |
3.31 |
Обобщение по повести. Теория литературы. Основные роды художественной литературы. Эпические, лирические произведения. Начальное понятие о литературном характере |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
А.Н. Островский |
|
7 ч. |
2 ч. |
1 ч. |
|
|
|
38-39 |
3.32-3.33 |
А.Н. Островский. Рассказ о писателе. «Свои люди – сочтемся!» (чтение и анализ отдельных глав) |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
40-41 |
3.34-3.35 |
Проблема «отцов» и «детей» в комедии. Образы Большова и Подхалюзина, тема самодурства в пьесе Островского. Нравственная проблематика пьесы |
с |
2 ч. |
|
|
|
|
|
42-43 |
3.36-3.37 |
Развитие речи. Изложение сжатое |
р/р |
2 ч. |
2 ч. |
|
|
|
|
44 |
3.38 |
Внеклассное чтение. А. Островский «Снегурочка»
|
Вн/чт |
1 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
А.П. Чехов |
|
3 ч. |
|
|
|
|
|
45-46 |
3.39-3.40 |
А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Крыжовник» (чтение отдельных глав) |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
47 |
3.41 |
Три мнения-впечатления (Ивана Иваныча, Алехина и Буркина) о герое рассказа и объективность авторской позиции. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
4 |
Из русской литературы XX века |
|
35 ч. |
7 ч. |
4 ч. |
|
|
|
|
|
В.Г. Короленко |
|
3 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
48-49 |
4.1-4.2 |
В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «Последний луч» (чтение и анализ отдельных глав). Поиски писателем ответа на загадку характера русского человека, тема второй Родины |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
50 |
4.3 |
Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Восход солнца в моем селе» |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Б.К. Зайцев |
|
3 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
51-52 |
4.4-4.5 |
Б.К. Зайцев. Рассказ о писателе. «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагменты). Рассказ о жизни великого «созерцателя и делателя» России |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
53 |
4.6 |
Развитие речи. Дискуссия «Можно ли жить по истине, «жить не по лжи» |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
М.И. Цветаева |
|
2 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
54 |
4.7 |
М.И. Цветаева. Рассказ о поэте. «Москве», «Красною кистью …», «Моим стихам , написанным так рано …» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
55 |
4.8 |
Развитие речи. Чтение стихотворений М.И. Цветаевой |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
М.А. Булгаков |
|
8 ч. |
1 ч. |
2 ч. |
|
|
|
56-59 |
4.9-4.12 |
М.А. Булгаков. Рассказ о писателе. «Собачье сердце» (чтение и анализ отдельных глав) |
|
4 ч. |
|
|
|
|
|
60 |
4.13 |
Реальное и фантастическое в повести |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
61 |
4.14 |
Развитие речи. Беседа «Нравственные уроки повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» или Сочинение |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
62-63 |
4.15 |
Внеклассное чтение. М. Булгаков «Роковые яйца» |
Вн/чт |
2 ч. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
А.Т. Твардовский |
|
4 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
64 |
4.16 |
«Василий Теркин» — вступительное слово учителя. Чтение и анализ глав «На привале», «Переправа» |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
65 |
4.17 |
Чтение и анализ глав «Два солдата» и «Поединок»
|
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
66 |
4.18 |
Чтение и анализ главы «Дед и баба». Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны. Теркин — воплощение лучших качеств воина |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
67 |
4.19 |
Развитие речи. Выразительное чтение |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
Б.Л. Пастернак |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
68-69 |
4.20-4.21 |
Б.Л. Пастернак. Рассказ о писателе. «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…», «Заморозки» |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
В.М. Шукшин |
|
3 ч. |
|
|
|
|
|
70 |
4.23 |
«Обида» — обличение грубости, казенного отношения к человеку — всего того, что ранит и калечит «светлые души» людей |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
71-72 |
4.24-4.25 |
Внеклассное чтение. В.М. Шукшин «Волки», «Гринька Малюгин» |
Вн/чт |
2 ч. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
В.Г. Распутин |
|
3 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
73-74 |
4.26-4.27 |
«Уроки французского» — тема воспитания молодого поколения; образ учительницы Лидии Михайловны, её материнское участие в сложной судьбе ученика как нравственный урок человека, имеющего любящую душу и светлый ум |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
75 |
4.28 |
Развитие речи. Письменная работа |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
А.И. Приставкин |
|
5 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
76-79 |
4.29-4.32 |
А.И. Приставкин. Рассказ о писателе. «Ночевала тучка золотая» (чтение и анализ отдельных глав). Трагедия народов России в годы тоталитаризма |
|
4 ч. |
|
|
|
|
|
80 |
4.33 |
Развитие речи. Сочинение «Что бы я сделала, чтобы избежать национальной вражды» |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
|
М. Карим |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
81-82 |
4.34-4.35 |
М. Карим. Рассказ о поэте. «Я-россиянин», «Ульмесбай». Воспевание дружбы между народами |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Зарубежная литература |
|
10 |
1 |
1 |
|
|
|
83-84 |
5.1-5.2 |
Гораций. Рассказ о поэте. «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг..») Судьба этой оды Горация в русской литературе. «К Меценату» («Взнесусь на крыльях мощных, невиданных …»). Тема бессмертия в оде. |
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
85-86 |
5.3-5.4 |
А. Данте. Рассказ о поэте. «Божественная комедия» («Ад», «V Песнь»). Тема страдания и очищения, любви и верности. История Паоло и Франчески.
|
|
2 ч. |
|
|
|
|
|
87 |
5.5 |
В.Шекспир «Ромео и Джульетта». О Шекспире, чтение отдельных сцен |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
88 |
5.6 |
Трагическая история любви юных героев. Любовь как сила обновившая души и сердца Ромео и Джульетты, давшая им понимание подлинных и мнимых ценностей бытия. Роль чувств героев в прозрении семейств Монтекки и Капулетти, трагическом, но изменяющем отношения людей. Пушкин о Шекспире |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
89 |
5.7 |
У. Шекспир. Сонеты: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 13 («Её глаза на звезды не похожи …») Художественное своеобразие сонетов Шекспира. |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
90 |
5.8 |
Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» — фантастико-приключенческая и моральная сторона истории Гулливера. Изображение королевского двора (ничтожество и интриги придворных). Проблемы межгосударственного конфликта Лилипутии и Блефуску, миролюбивая позиция героя. Личные качества Гулливера: простак и философ, авантюрист и доброжелатель |
|
1 ч. |
|
|
|
|
|
91 |
5.9 |
Развитие чтение. Сочинение или беседа о прочитанных книгах |
р/р |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
|
92 |
5.10 |
Внеклассное чтение. В. Скотт «Айвенго» |
Вн/чт |
1 ч. |
|
1 ч. |
|
|
|
93-102 |
6 |
Повторение или Резерв |
|
10 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
102 |
14ч. |
8 ч. |
|
|
|
Т – теоретические занятия Л – лабораторные занятия П – практические занятия
Р/р – урок развития речи К/р – контрольная работа О – обобщающий урок
Э – экскурсия К – коллоквиум С/р – самостоятельная работа
Д – деловая игра С – семинар Вн/чт – внеклассное чтение