Пояснительная записка скачать

Тематическое планирование по дисциплине  «       Русская литература        »,  8  класс

 

п/п

Наименование разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи, ч.

Внеклассное чтение, ч.

1

Введение

1

1

-

-

2

Древнерусская литература

5

4

-

1

3

Русская литература XIX века

41

33

6

2

4

Русская литература XX века

35

24

7

4

5

Зарубежная литература

10

8

1

1

6

Повторение

10

10

-

-

 

Итого

102

80

14

8

 

 

 

Календарно-тематический план

 


 

п/п

 

Наименование разделов, содержание урока

Вид занятия

Количество часов

Развитие  речи

Внеклассное чтение

Дата

Примечания

Планируемая

Фактически

 

1

Введение

 

1 ч.

 

 

 

 

 

1

1.1

Художественная литература и литература научная. Художественная литература и другие виды искусства.

Теория литературы. Начальное понятие о художественном образе

Л

1 ч

 

 

 

 

 

 

2

Из древнерусской литературы

 

5 ч.

 

1 ч.

 

 

 

2

2.1

Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово (поучение). Общая характеристика жанра жития.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

3

2.2

«Сказание о Борисе и Глебе» - христианские мотивы жертвенности, смирения; безропотное принятие насилия, смерти.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

4

2.3

«Житие Сергия Радонежского» - характер Сергия: трудолюбие, жертвенность, кротость, беззаветное служение родине, крепкая вера.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

5

2.4

«Поучения Владимира Мономаха» - жанр поучения, его особенности; высокий нравственный пафос и христианская мораль в произведении. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений

 

1 ч.

 

 

 

 

 

6

2.5

Внеклассное чтение. Повести временных лет

Вн/чт

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 

3

Русская литература XIX века

 

41 ч.

6 ч.

2 ч.

 

 

 

 

 

А.С. Пушкин

 

14 ч.

2 ч.

1 ч.

 

 

 

7

3.1

А.С. Пушкин «К Чаадаеву» — отзвуки в стихотворении мятежных идей декабристов; протест против самодержавия; вера в победу идеалов справедливости, в будущее России

 

1 ч.

 

 

 

 

 

8

3.2

А.С. Пушкин «К морю» - размышления поэта о жизни; восхищение морской стихией; прощание поэта с морем перед ссылкой в Михайловское

 

 

1 ч.

 

 

 

 

 

9

3.3

А.С. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновение») - воспоминания поэта о встрече с А.П. Керн; история создания стихотворения

 

1 ч.

 

 

 

 

 

10

3.4

А.С. Пушкин «Анчар» — ненависть поэта к деспотизму; вера в светлое будущее родины

 

1 ч.

 

 

 

 

 

11

3.5

А.С. Пушкин «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» - поэтическое завещание поэта; пророческое предсказание поэта о значении его поэзии

 

1 ч.

 

 

 

 

 

12

3.6

Развитие речи. Выразительное чтение

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

13

3.7

А.С. Пушкин «Цыганы» - столкновение современного человека, носителя европейской цивилизации, с миром «дикой вольности» детей природы

 

1 ч.

 

 

 

 

 

14

3.8

Пушкин — историк и создатель исторической повести «Капитанская дочка»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

15

3.9

Первое знакомство с рассказчиком — П.А. Гринёвым. Работа над повестью «Капитанская дочка». Глава «Вожатый»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

16

3.10

Работа над главой VI «Пугачевщина»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

17

3.11

Чтение и анализ главы «Незваный гость» («В штабе Пугачева»)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

18

3.12

Чтение и анализ главы XIV «Суд». Доклады учащихся и обобщение учителя ко всему произведению.

Теория литературы. Понятие о жизненной правде и художественном вымысле в литературном произведении. Понятие о языке художественной литературы

 

1 ч.

 

 

 

 

 

19

3.13

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению или Письменные ответы на вопросы

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

20

3.14

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Повести Белкина»

Вн/чт

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

М.Ю. Лермонтов

 

7 ч.

1 ч.

 

 

 

 

21

3.15

М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Мой демон», «Ангел»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

22

3.16

М.Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю …», «И скучно и грустно …», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – мотив одиночества, трагической любви и примирения

 

1 ч.

 

 

 

 

 

23

3.17

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» — вступительное слово учителя. Чтение и анализ 1-15 глав поэмы

 

1 ч.

 

 

 

 

 

24-25

3.18-3.19

Чтение и анализ 16-26 глав поэмы. Обучение выразительному чтению. Подготовка к заучиванию наизусть 17 и 18 главы поэмы. (Сильным и 16 гл.)

 

2 ч.

 

 

 

 

 

26

3.20

Обобщение по всей поэме.

Теория литературы. Развитие понятия о теме и идее произведения (соотношении темы, идеи и художественных образов)

 

1 ч.

 

 

 

 

 

27

3.21

Развитие речи. Письменная работа — сочинение-миниатюра

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

Н.В. Гоголь

 

10 ч.

1 ч.

 

 

 

 

28

3.22

Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Ревизор» - история создания комедии.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

29-30

3.23-3.24

«Ревизор» — бессмертное произведение Гоголя (чтение и анализ)

 

2 ч.

 

 

 

 

 

31

3.25

Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России

 

1 ч.

 

 

 

 

 

32

3.26

Хлестаков и «хлестаковщина»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

33

3.27

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по комедии Гоголя «Ревизор».

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

34-35

3.28-3.29

Н.В. Гоголь «Шинель» — чтение и анализ. Тема «маленького человека», бедного, мелкого чиновника, живущего в обществе, которое оценивает людей по чинам и богатству

 

2 ч.

 

 

 

 

 

36

3.30

А.А. Башмачкин — страдающий человек, достойный сочувствия и сожаления. «Значительное лицо» — обобщенный тип чиновника высшего ранга

 

1 ч.

 

 

 

 

 

37

3.31

Обобщение по повести.

Теория литературы. Основные роды художественной литературы. Эпические, лирические произведения. Начальное понятие о литературном характере

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

А.Н. Островский

 

7 ч.

2 ч.

1 ч.

 

 

 

38-39

3.32-3.33

А.Н. Островский. Рассказ о писателе. «Свои люди – сочтемся!» (чтение и анализ отдельных глав)

 

2 ч.

 

 

 

 

 

40-41

3.34-3.35

Проблема «отцов» и «детей» в комедии. Образы Большова и Подхалюзина, тема самодурства в пьесе Островского. Нравственная проблематика пьесы

с

2 ч.

 

 

 

 

 

42-43

3.36-3.37

Развитие речи. Изложение сжатое

р/р

2 ч.

2 ч.

 

 

 

 

44

3.38

Внеклассное чтение. А. Островский «Снегурочка»

 

 

 

Вн/чт

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

А.П. Чехов

 

3 ч.

 

 

 

 

 

45-46

3.39-3.40

А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Крыжовник» (чтение отдельных глав)

 

2 ч.

 

 

 

 

 

47

3.41

Три мнения-впечатления (Ивана Иваныча, Алехина и Буркина) о герое рассказа и объективность авторской позиции.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

 

4

Из русской литературы XX века

 

35 ч.

7 ч.

4 ч.

 

 

 

 

 

В.Г. Короленко

 

3 ч.

1 ч.

 

 

 

 

48-49

4.1-4.2

В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «Последний луч» (чтение и анализ отдельных глав). Поиски писателем ответа на загадку характера русского человека, тема второй Родины

 

2 ч.

 

 

 

 

 

50

4.3

Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Восход солнца в моем селе»

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

Б.К. Зайцев

 

3 ч.

1 ч.

 

 

 

 

51-52

4.4-4.5

Б.К. Зайцев. Рассказ о писателе. «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагменты). Рассказ о жизни великого «созерцателя и делателя» России

 

2 ч.

 

 

 

 

 

53

4.6

Развитие речи. Дискуссия «Можно ли жить по истине, «жить не по лжи»

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

М.И. Цветаева

 

2 ч.

1 ч.

 

 

 

 

54

4.7

М.И. Цветаева. Рассказ о поэте. «Москве», «Красною кистью …», «Моим стихам , написанным так рано …»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

55

4.8

Развитие речи. Чтение стихотворений М.И. Цветаевой

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

М.А. Булгаков

 

8 ч.

1 ч.

2 ч.

 

 

 

56-59

4.9-4.12

М.А. Булгаков. Рассказ о писателе. «Собачье сердце» (чтение и анализ отдельных глав)

 

4 ч.

 

 

 

 

 

60

4.13

Реальное и фантастическое в повести

 

1 ч.

 

 

 

 

 

61

4.14

Развитие речи. Беседа «Нравственные уроки повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» или Сочинение

 р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

62-63

4.15

Внеклассное чтение. М. Булгаков «Роковые яйца»

Вн/чт

2 ч.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

А.Т. Твардовский

 

4 ч.

1 ч.

 

 

 

 

64

4.16

«Василий Теркин» — вступительное слово учителя. Чтение и анализ глав «На привале», «Переправа»

 

1 ч.

 

 

 

 

 

65

4.17

Чтение и анализ глав «Два солдата» и «Поединок»

 

 

 

1 ч.

 

 

 

 

 

66

4.18

Чтение и анализ главы «Дед и баба». Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны. Теркин — воплощение лучших качеств воина

 

1 ч.

 

 

 

 

 

67

4.19

Развитие речи. Выразительное чтение

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

Б.Л. Пастернак

 

2 ч.

 

 

 

 

 

68-69

4.20-4.21

Б.Л. Пастернак. Рассказ о писателе. «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…», «Заморозки»

 

2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

В.М. Шукшин

 

3 ч.

 

 

 

 

 

70

4.23

«Обида» — обличение грубости, казенного отношения к человеку — всего того, что ранит и калечит «светлые души» людей

 

1 ч.

 

 

 

 

 

71-72

4.24-4.25

Внеклассное чтение. В.М. Шукшин «Волки», «Гринька Малюгин»

Вн/чт

2 ч.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

В.Г. Распутин

 

3 ч.

1 ч.

 

 

 

 

73-74

4.26-4.27

«Уроки французского» — тема воспитания молодого поколения; образ учительницы Лидии Михайловны, её материнское участие в сложной судьбе ученика как нравственный урок человека, имеющего любящую душу и светлый ум

 

2 ч.

 

 

 

 

 

75

4.28

Развитие речи. Письменная работа

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

А.И. Приставкин

 

5 ч.

1 ч.

 

 

 

 

76-79

4.29-4.32

А.И. Приставкин. Рассказ о писателе. «Ночевала тучка золотая» (чтение и анализ отдельных глав). Трагедия народов России в годы тоталитаризма

 

4 ч.

 

 

 

 

 

80

4.33

Развитие речи. Сочинение «Что бы я сделала, чтобы избежать национальной вражды»

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

 

 

М. Карим

 

2 ч.

 

 

 

 

 

81-82

4.34-4.35

М. Карим. Рассказ о поэте. «Я-россиянин», «Ульмесбай». Воспевание дружбы между народами

 

2 ч.

 

 

 

 

 

 

5

Зарубежная литература

 

10

1

1

 

 

 

83-84

5.1-5.2

Гораций. Рассказ о поэте. «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг..») Судьба этой оды Горация в русской литературе. «К Меценату» («Взнесусь на крыльях мощных, невиданных …»). Тема бессмертия в оде.

 

2 ч.

 

 

 

 

 

85-86

5.3-5.4

А. Данте. Рассказ о поэте. «Божественная комедия» («Ад», «Песнь»). Тема страдания и очищения, любви и верности. История Паоло и Франчески.

 

 

2 ч.

 

 

 

 

 

87

5.5

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». О Шекспире, чтение отдельных сцен

 

1 ч.

 

 

 

 

 

88

5.6

Трагическая история любви юных героев. Любовь как сила обновившая души и сердца Ромео и Джульетты, давшая им понимание подлинных и мнимых ценностей бытия. Роль чувств героев в прозрении семейств Монтекки и Капулетти, трагическом, но изменяющем отношения людей.

Пушкин о Шекспире

 

1 ч.

 

 

 

 

 

89

5.7

У. Шекспир. Сонеты: №66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 13 («Её глаза на звезды не похожи …») Художественное своеобразие сонетов Шекспира.

 

1 ч.

 

 

 

 

 

90

5.8

Дж. Свифт «Гулливер  в стране лилипутов» — фантастико-приключенческая и моральная сторона истории Гулливера. Изображение королевского двора (ничтожество и интриги придворных). Проблемы межгосударственного конфликта Лилипутии и Блефуску, миролюбивая позиция героя. Личные качества Гулливера: простак и философ, авантюрист и доброжелатель

 

1 ч.

 

 

 

 

 

91

5.9

Развитие чтение. Сочинение или беседа о прочитанных книгах

р/р

1 ч.

1 ч.

 

 

 

 

92

5.10

Внеклассное чтение. В. Скотт «Айвенго»

Вн/чт

1 ч.

 

1 ч.

 

 

 

93-102

6

Повторение или Резерв

 

10 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

102

14ч.

8 ч.

 

 

 

 

 

Т – теоретические занятия                                              Л – лабораторные занятия                                  П – практические занятия

Р/р – урок развития речи                                                 К/р  – контрольная работа                                  О – обобщающий урок

Э – экскурсия                                                                     К – коллоквиум                                                     С/р – самостоятельная работа

Д – деловая игра                                                                С – семинар                                                            Вн/чт – внеклассное чтение


 

 

Hosted by uCoz