Пояснительная записка скачать
Тематическое планирование по дисциплине « Русская литература », 5 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
|
Теоретическое обучение, ч. |
Развитие речи, ч.
|
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
- |
2 |
Устное народное творчество |
10 |
8 |
2 |
3 |
Литературные сказки |
17 |
16 |
1 |
4 |
Русская классическая литература XIX века |
15 |
13 |
2 |
5 |
Стихи русских поэтов о природе |
5 |
5 |
- |
6 |
Мир детства в русской классике |
2 |
2 |
- |
7 |
Мир детства в зарубежной литературе |
4 |
4 |
- |
8 |
Русская проза на рубеже веков |
3 |
3 |
- |
9 |
Светлый лик природы родной природы |
11 |
10 |
1 |
|
Итого |
68 |
62 |
6 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
|
Содержание уроков |
Количество часов |
Развитие речи |
Дата |
Примечания |
|
1 |
Введение |
1 ч. |
|
|
|
1. |
1.1 |
Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и их авторы. Литература как вид искусства |
1 ч. |
|
|
|
|
2 |
Устное народное творчество |
8 ч. |
2 ч. |
|
|
2 |
2.1 |
Теория литературы. Фольклор и литература. Загадки. Происхождение загадок, отражение особенностей быта и истории русского народа и других народов в России в загадках |
1 ч. |
|
|
|
3 |
2.2 |
Пословицы и поговорки как обобщение нравственных ценностей народа, их нравоучительный смысл. |
1 ч. |
|
|
|
4 |
2.3 |
Теория литературы. Сказка и рассказ. Фантастическое как основа сказки. Три типа сказок. «Лиса и дрозд» |
1 ч. |
|
|
|
5-7 |
2.4-2.6 |
«Перышко Финиста — Ясна сокола». Отражение в сказке быта, верований, социальных и семейных отношений русского народа |
3 ч. |
|
|
|
8 |
2.7 |
Развитие речи. Картины В.М. Васнецова на сказочные сюжеты |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
9-10 |
2.8-2.9 |
«Ванюшка и царевна» — бытовая сказка. Высмеивание человеческих недостатков в сказках этого типа. |
2 ч. |
|
|
|
11 |
2.10 |
Развитие речи. Конкурс на лучшего рассказчика русской народной сказки. Проверка техники чтения |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
3 |
Литературные сказки |
16 ч. |
1 ч. |
|
|
12 |
3.1 |
Теория литературы. О литературных сказках А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» Сказочная основа, поэтический мир русской сказки, воспроизведённый Пушкиным. |
1 ч. |
|
|
|
13-15 |
3.2-3.4 |
П.П. Ершов. Рассказ о писателе. «Конек-Горбунок»— близость сказки к народным сказкам. Осмеяние людской трусости, жадности и глупости. Прославление храбрости, сметливости простого человека. |
3 ч. |
|
|
|
16-18 |
3.5-3.7 |
С.Т. Аксаков. Рассказ о писателе. «Аленький цветочек» — внешняя и внутренняя красота и некрасивость. |
3 ч. |
|
|
|
19-22 |
3.8-3.11 |
Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». 1-2 ур. — Тема самоотверженности, преданности в любви и дружбе. Осуждение эгоистических начал в человеческих поступках. 3-4 ур. Авторское отношение к героям сказки. Построение сказки и её сходство с народными сказками. |
4 ч. |
|
|
|
23 |
3.12 |
Развитие речи. Викторина по сказкам Андерсена |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
24-26 |
3.13-3.15 |
Э.Т.А. Гофман. Рассказ о писателе. «Щелкунчик и мышиный король» — красота и безобразие, добро и зло в сказке |
3 ч. |
|
|
|
27-28 |
3.16-3.17 |
А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» — красивое и полезное в иерархии человеческих ценностей. Тема ответственности в сказке |
2 ч. |
|
|
|
|
|
Литература XIX века |
|
|
|
|
|
4 |
Русская классическая литература XIX века |
13 ч. |
2 ч. |
|
|
29-30 |
4.1-4.2 |
И.А. Крылов «Ларчик», «Квартет». Обличение и высмеивание в баснях Крылова человеческих пороков. Отражение в его произведениях народной мудрости. Близость языка басен к разговорной речи. Значение басен Крылова для нашего времени. |
2 ч. |
|
|
|
31-32 |
4.3-4.4 |
А.С. Пушкин. «Туча», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Унылая пора!..» — биографическая основа стихотворений, изображений картин природы |
2 ч. |
|
|
|
33-34 |
4.5-4.6 |
М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Парус», «Утес», «Кавказ» — мир и человек в лирическом произведении, величественные картины природы Кавказа Теория литературы. Начальное понятие о лирическом герое |
2 ч. |
|
|
|
35-36 |
4.7-4.8 |
И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. Жизнь и детские впечатления, положенные в основу повести Тургенева «Муму» — комментированное чтение. |
2 ч. |
|
|
|
37-38 |
4.9-4.10 |
«Муму». Нравственный портрет Герасима: трудолюбие крепостного, широта души, чувство собственного достоинства. |
2 ч. |
|
|
|
39 |
4.11 |
Развитие речи. Сочинение |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
40-41 |
4.12-4.13 |
Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе «Кавказский пленник» — сюжет рассказа, тема войны в произведении. Изображение в рассказе горцев, их быта, традиций, обычаев. Позиция автора по отношению к другому народу, его жизненному укладу, культуре. |
2 ч. |
|
|
|
42 |
4.14 |
«Кавказский пленник» — образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами |
1 ч. |
|
|
|
43 |
4.15 |
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
|
5 |
Стихи русских поэтов о природе |
5 ч. |
|
|
|
44 |
5.1 |
В.А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Жаворонок» — ощущение радости, обновления жизни. Романс М.И. Глинки «Жаворонок» |
1 ч. |
|
|
|
45-46 |
5.2-5.3 |
Ф.И. Тютчев — певец русской природы. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…». Красота и точность изобразительных средств, передающих очарование природы, её изменения в разное время года. |
2 ч. |
|
|
|
47 |
5.4 |
А.А. Фет. Рассказ о поэте. «Ласточки пропали…», «Вечер» — выражение любви к русской природе. Теория литературы. Ритмическое многообразие стихотворений Фета |
1 ч. |
|
|
|
48 |
5.5 |
И.С. Никитин «Утро». Связь природы с жизнью человека. Поэтические средства стихотворения, помогающие показать изменения, происходящие в природе, её связь с жизнью человека. Теория литературы. Понятие об изобразительных средствах поэтического языка. Эпитет, сравнение, олицетворение. |
1 ч. |
|
|
|
|
6 |
Мир детства в русской классике |
2 ч. |
|
|
|
49-50 |
6.1-6.2 |
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Жизнь крестьян в изображении Некрасова. Восхищение трудолюбием крестьянских детей, их близостью к природе. |
2 ч. |
|
|
|
|
7 |
Мир детства в зарубежной литературе |
4 ч. |
|
|
|
51-52 |
7.1-7.2 |
М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера» — характер главного героя и отношение к нему автора, ирония и юмор в описании проделок мальчиков, их поиски романтики и приключений в обыденной жизни |
2 ч. |
|
|
|
53-54 |
7.3-7.4 |
О. Генри. Рассказ о писателе. «Вождь краснокожих» — лаконизм и динамичность действия, неожиданный финал в рассказах О.Генри |
2 ч. |
|
|
|
|
|
Литература XX века |
|
|
|
|
|
8 |
Русская проза на рубеже веков |
3 ч. |
|
|
|
55 |
8.1 |
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Высмеивание невежества и глупости в рассказах Чехова. Теория литературы. Понятие о юморе |
1 ч. |
|
|
|
56-57 |
8.2-8.3 |
А.И. Куприн «Чудесный доктор». Изображение обездоленных людей в рассказе. Отношение к ним автора: уважение к человеческому достоинству, умению постоять за себя в суровых жизненных ситуациях. Картины нищеты. Образ известного хирурга Пирогова: доброта и благородство души; милосердие и помощь людям, как главные цели врача. Теория литературы. Тема произведения и средства её раскрытия. |
2 ч. |
|
|
|
|
9 |
Светлый лик природы родной природы |
10 ч. |
1 ч. |
|
|
58 |
9.1 |
М.М. Пришвин. Рассказ о писателе «Старый гриб». Тема бережного отношения к природе, поэтичность её картин как средство выражения патриотического чувства автора. |
1 ч. |
|
|
|
59 |
9.2 |
К.Г. Паустовский. Рассказ о писателе. Сюжетная основа рассказа Паустовского «Заячьи лапы», его тематического сходство с прозаическими миниатюрами о природе. |
1 ч. |
|
|
|
60-62 |
9.3-9.5 |
В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро» — характер Васютки; рассказчик и герой |
3 ч. |
|
|
|
63-65 |
9.6-9.8 |
Ю.П. Казаков. Рассказ о писателе. «Арктур— гончий пес» — мысль о возможности полной реализации себя в жизни; изображение природы в едва уловимых оттенках и красках |
3 ч. |
|
|
|
66 |
9.9 |
Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» |
1 ч. |
|
|
|
67 |
9.10 |
Развитие речи. Беседа о прочитанных книгах |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
68 |
9.11 |
Подведение итогов за год. |
1 ч. |
|
|
|
|
|
Итого |
62 ч. |
6 ч. |
|
|