Пояснительная записка    скачать

 

 Тематическое планирование по дисциплине  «   Русская литература    »,    5   класс

 

п/п

Наименование разделов

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи, ч.

 

1

Введение

1

1

-

2

Устное народное творчество

10

8

2

3

Литературные сказки

17

16

1

4

Русская классическая литература XIX века

15

13

2

5

Стихи русских поэтов о природе

5

5

-

6

Мир детства в русской классике

2

2

-

7

Мир детства в зарубежной литературе

4

4

-

8

Русская проза на рубеже веков

3

3

-

9

Светлый лик природы родной природы

11

10

1

 

Итого

68

62

6

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

 


 

№ п/п

 

Содержание уроков

Количество часов

Развитие речи

Дата

Примечания

 

1

Введение

1 ч.

 

 

 

1.

1.1

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и их авторы. Литература как вид искусства

1 ч.

 

 

 

 

2

Устное народное творчество

8 ч.

2 ч.

 

 

2

2.1

Теория литературы. Фольклор и литература.

Загадки. Происхождение загадок, отражение особенностей быта и истории русского народа и других народов в России в загадках

1 ч.

 

 

 

3

2.2

Пословицы и поговорки как обобщение нравственных ценностей народа, их нравоучительный смысл.

1 ч.

 

 

 

4

2.3

Теория литературы. Сказка и рассказ. Фантастическое как основа сказки. Три типа сказок.

«Лиса и дрозд»

1 ч.

 

 

 

5-7

2.4-2.6

«Перышко Финиста — Ясна сокола». Отражение в сказке быта, верований, социальных и семейных отношений русского народа

3 ч.

 

 

 

8

2.7

Развитие речи. Картины В.М. Васнецова на сказочные сюжеты

1 ч.

1 ч.

 

 

9-10

2.8-2.9

«Ванюшка и царевна» — бытовая сказка. Высмеивание человеческих недостатков в сказках этого типа.

2 ч.

 

 

 

11

2.10

Развитие речи. Конкурс на лучшего рассказчика русской народной сказки. Проверка техники чтения

1 ч.

1 ч.

 

 

 

3

Литературные сказки

16 ч.

1 ч.

 

 

12

3.1

Теория литературы. О литературных сказках

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» Сказочная основа, поэтический мир русской сказки, воспроизведённый Пушкиным.

1 ч.

 

 

 

13-15

3.2-3.4

П.П. Ершов. Рассказ о писателе. «Конек-Горбунок»— близость сказки к народным сказкам. Осмеяние людской трусости, жадности и глупости. Прославление храбрости, сметливости простого человека.

3 ч.

 

 

 

16-18

3.5-3.7

С.Т. Аксаков. Рассказ о писателе. «Аленький цветочек» — внешняя и внутренняя красота и некрасивость.

3 ч.

 

 

 

19-22

3.8-3.11

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». 1-2 ур. — Тема самоотверженности, преданности в любви и дружбе. Осуждение эгоистических начал в человеческих поступках. 3-4 ур. Авторское отношение к героям сказки. Построение сказки и её сходство с народными сказками.

4 ч.

 

 

 

23

3.12

Развитие речи. Викторина по сказкам Андерсена

1 ч.

1 ч.

 

 

24-26

3.13-3.15

Э.Т.А. Гофман. Рассказ о писателе.

«Щелкунчик и мышиный король» — красота и безобразие, добро и зло в сказке

3 ч.

 

 

 

27-28

3.16-3.17

А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» —  красивое и полезное в иерархии человеческих ценностей. Тема ответственности в сказке

2 ч.

 

 

 

 

 

Литература XIX века

 

 

 

 

 

4

Русская классическая литература XIX века

13 ч.

2 ч.

 

 

29-30

4.1-4.2

И.А. Крылов «Ларчик», «Квартет». Обличение и высмеивание в баснях Крылова человеческих пороков. Отражение в его произведениях народной мудрости. Близость языка басен к разговорной речи. Значение басен Крылова для нашего времени.

2 ч.

 

 

 

31-32

4.3-4.4

А.С. Пушкин. «Туча», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Унылая пора!..»  — биографическая основа стихотворений, изображений картин природы

2 ч.

 

 

 

33-34

4.5-4.6

М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Парус», «Утес», «Кавказ» — мир и человек в лирическом произведении, величественные картины природы Кавказа

Теория литературы. Начальное понятие о лирическом герое

2 ч.

 

 

 

35-36

4.7-4.8

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. Жизнь и детские впечатления, положенные в основу повести Тургенева «Муму» — комментированное чтение.

2 ч.

 

 

 

37-38

4.9-4.10

«Муму». Нравственный портрет Герасима: трудолюбие крепостного, широта души, чувство собственного достоинства.

2 ч.

 

 

 

39

4.11

Развитие речи. Сочинение

1 ч.

1 ч.

 

 

40-41

4.12-4.13

Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе

«Кавказский пленник» — сюжет рассказа, тема войны в произведении. Изображение в рассказе горцев, их быта, традиций, обычаев. Позиция автора по отношению к другому народу, его жизненному укладу, культуре.

2 ч.

 

 

 

42

4.14

«Кавказский пленник» — образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами

1 ч.

 

 

 

43

4.15

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы

1 ч.

1 ч.

 

 

 

5

Стихи русских поэтов о природе

5 ч.

 

 

 

44

5.1

В.А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Жаворонок» — ощущение радости, обновления жизни. Романс М.И. Глинки «Жаворонок»

1 ч.

 

 

 

45-46

5.2-5.3

Ф.И. Тютчев — певец русской природы. «Есть в осени первоначальной…»,  «Чародейкою зимою…». Красота и точность изобразительных средств, передающих очарование природы, её изменения в разное время года.

2 ч.

 

 

 

47

5.4

А.А. Фет. Рассказ о поэте.

«Ласточки пропали…», «Вечер» — выражение любви к русской природе.

Теория литературы. Ритмическое многообразие стихотворений Фета

1 ч.

 

 

 

48

5.5

И.С. Никитин «Утро». Связь природы с жизнью человека. Поэтические средства стихотворения, помогающие показать изменения, происходящие в природе, её связь с жизнью человека.

Теория литературы. Понятие об изобразительных средствах поэтического языка. Эпитет, сравнение, олицетворение.

1 ч.

 

 

 

 

6

Мир детства в русской классике

2 ч.

 

 

 

49-50

6.1-6.2

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Жизнь крестьян в изображении Некрасова. Восхищение трудолюбием крестьянских детей, их близостью к природе.

2 ч.

 

 

 

 

7

Мир детства в зарубежной литературе

4 ч.

 

 

 

51-52

7.1-7.2

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера» — характер главного героя и отношение к нему автора, ирония и юмор в описании проделок мальчиков, их поиски романтики и приключений в обыденной жизни

2 ч.

 

 

 

53-54

7.3-7.4

О. Генри. Рассказ о писателе. «Вождь краснокожих» — лаконизм и динамичность действия, неожиданный финал в рассказах О.Генри

2 ч.

 

 

 

 

 

Литература XX века

 

 

 

 

 

8

Русская проза на рубеже веков

3 ч.

 

 

 

55

8.1

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Высмеивание невежества и глупости в рассказах Чехова.

Теория литературы. Понятие о юморе

1 ч.

 

 

 

56-57

8.2-8.3

А.И. Куприн «Чудесный доктор». Изображение обездоленных людей в рассказе. Отношение к ним автора: уважение к человеческому достоинству, умению постоять за себя в суровых жизненных ситуациях. Картины нищеты. Образ известного хирурга Пирогова: доброта и благородство души; милосердие и помощь людям, как главные цели врача.

Теория литературы. Тема произведения и средства её раскрытия.

2 ч.

 

 

 

 

9

Светлый лик природы родной природы

10 ч.

1 ч.

 

 

58

9.1

М.М. Пришвин. Рассказ о писателе

 «Старый гриб». Тема бережного отношения к природе, поэтичность её картин как средство выражения патриотического чувства автора.

1 ч.

 

 

 

59

9.2

К.Г. Паустовский. Рассказ о писателе. Сюжетная основа рассказа Паустовского «Заячьи лапы», его тематического сходство с прозаическими миниатюрами о природе.

1 ч.

 

 

 

60-62

9.3-9.5

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе.

 «Васюткино озеро» — характер Васютки; рассказчик и герой

3 ч.

 

 

 

63-65

9.6-9.8

Ю.П. Казаков. Рассказ о писателе.

«Арктур— гончий пес» — мысль о возможности полной реализации себя в жизни; изображение природы в едва уловимых оттенках и красках

3 ч.

 

 

 

66

9.9

 Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

1 ч.

 

 

 

67

9.10

Развитие речи. Беседа о прочитанных книгах

1 ч.

1 ч.

 

 

68

9.11

Подведение итогов за год.

1 ч.

 

 

 

 

 

Итого

62 ч.

6 ч.

 

 


 

 

 

 

Hosted by uCoz